Выбираем кондиционер

Кондиционер такое хитрое устройство, которое при правильном выборе может работать круглый год, формируя комфортную температуру в квартире. И хотя такая климатическая установка уже стала обычной для бытовых условий, перед тем как его купить, надо тщательно разобраться в опциях, возможностях и технических параметрах.

Фундаментальные сведения о работе кондиционеров

Вся суть работы кондиционера сводится к термодинамической сепарации воздуха, то есть, тепло и холод разделяются в описываемом устройстве. Обычный холодильник – близнец кондиционера, но с одним принципиальным различием: холодильник аккумулирует и изолирует холод, а кондиционер его рассеивает.

Принцип работы кондиционера и его устройство

Работа кондиционера строится на использовании энергии фазового перехода хладагента из жидкого состояния в газообразное. Дело в том, что сам момент превращения газа в жидкость, или твёрдого тела в жидкое состояние, всегда требует дополнительной энергии. Чтобы убедиться в этом, достаточно капнуть на тыльную сторону ладони несколько капель спирта или ацетона. Эти реактивы при испарении, заметно охладят поверхность кожи.

Только в кондиционере, хладагенты циркулируют по закрытому контуру, поэтому не расходуются.

Информация: в контексте работы кондиционера, хладагент является и теплоносителем, но в отличии от последнего, циклически изменяет своё агрегатное состояние, повышая КПД всего устройства.

Если отбросить все лишнее, то описать устройство и функционирование кондиционера можно в следующей схеме:

Компрессор.

Сжимает газообразный хладагент, при этом температура вещества повышается до 70-80˚C, а давление до 25 атм.

Два радиатора.

Один из них используется как охладитель, в нём хладагент понижает температуру и конденсируется. Поэтому он называется – конденсатор.

Во втором радиаторе, жидкий хладагент переходит в газообразное состояние. Испаряясь, он снижает температуру, поэтому называется – испаритель.

ВАЖНО: название радиаторов дано по их функциональному назначению относительно рабочей среды. При внешнем осмотре: охладитель горячий, а испаритель – холодный.

Корпуса обоих радиаторов замкнуты в единый контур, изготавливаются они из меди, и лишь в редких моделях из алюминия.

Лучшие модели современных кондиционеров работают как на охлаждение, так и на отопление. Их устройство спроектировано таким образом, что в разных режимах эксплуатации, радиаторы изменяют свои функции на противоположные: при обогреве испаритель становится конденсатором; а конденсатор – испарителем.

Терморегулятор/дроссель/ТНВ.

В этом сегменте системы жидкий хладагент снижает давление перед попаданием в испаритель.

Вентиляторы.

Улучшают рассеивание тепла/холода.

Это скелет любого кондиционера: два закольцованных в контур радиатора, а между ними с одной стороны компрессор, а с другой дроссель.

Интегрируя в этот остов дополнительное оборудование, производители сообщают устройству функции, обеспечивающие более полноценный эксплуатационный режим.

Общие недостатки кондиционеров

Есть фундаментальные изъяны, которые невозможно устранить в рамках существующих технологий, и все их создаёт работающий компрессор, это гул и паразитный нагрев.

Звук работающего компрессора низкочастотный, поэтому очень труден для изоляции и шумоподавления. Скабрезность ситуации в том, что компрессор, это фактическое сердце кондиционера! И продукт его деятельности используется сразу же, по месту получения.

Информация: Компрессор «производит» сжатый хладагент, который при этом сильно разогревается. Попадая в испаритель, он конденсируется. В этот момент происходит «разделение продукта»: тепло остаётся в материале радиатора, а «концентрированный холод», в виде сжиженного хладагента, направляется к дросселю.

От трубок конденсатора, требуется максимально быстро поглотить тепло внутри контура, и рассеять его снаружи, т.е., материал из которого они производятся, должен иметь исключительно высокую теплопроводность. А из металлов, лучше меди, теплопроводность только у серебра (у алюминия – в 2 раза хуже, но он в 5 раз дешевле).

Чем длиннее будет трасса по которой циркулирует теплоноситель, тем больший объём его потребуется, для установления равновесного состояния между жидкой и газообразными фазами хладагента.

Этот трубопровод должен иметь серьёзную теплоизоляцию, ведь температура транспортируемого вещества в разных точках контура будет варьироваться от +80 до – 5˚C*.

ВАЖНО: с ростом расстояния между модулями, стоимость кондиционера увеличивается нелинейно!

Если разделить кондиционер на два модуля: производительный и реализующий, то такая конструкция будет называться сплит-системой.

Режимы работы

С обывательской точки зрения, кондиционер должен включаться и выключаться автоматически, по сигналам от датчиков температуры. В этом режиме работали все кондиционеры до 1981 года, когда появились инверторные модели.

Такие устройства через специальную электронную схему, позволяют плавно регулировать производительность компрессора. В результате, инверторный кондиционер вообще не выключается, а только снижает производительность в чрезвычайно широком диапазоне.

ИНФОРМАЦИЯ: Некоторые режимы, допускают кратковременную работу с мощностью на 15-17% выше номинальной.

Преимущество таких моделей складывается из более бережливого отношения к электросети и комплектующим деталям. Ведь самый большой износ и максимальная нагрузка на сеть отмечается в течении нескольких секунд после пуска.

Кроме этого, обычный кондиционер перед тем как из него будет выходить холодный воздух, должен «впустую» прогнать через себя 50% фреона, следовательно у него более высокая инерционность.

ВАЖНО: если правильно рассчитать мощность кондиционера и определиться с маркой устройства, то замена обычной модели на инверторную, позволяет сэкономить до 50% на энергопотреблении.

Гарантированный срок службы инверторных кондиционеров выше обычных моделей на 25-33%.,

Форм-факторы кондиционеров

Всего существует две больших категории кондиционеров, которые включают все остальные разновидности.

Моноблок

В одном корпусе находятся все элементы устройства. Можно представить его в виде большого ящика, из которого в разные стороны дует холодный и горячий воздух. Именно такие приборы можно увидеть в окнах.

Эти модели самые дешёвые, а их надёжность опирается на отсутствие длинных трубопроводных систем для теплоносителя.

Мобильные кондиционеры

От оконной модели мобильная версия отличается возможностью отведения горячего воздуха, через гофротрубу большого диаметра. В процессе работы, у него скапливается конденсат в специально интегрированном поддоне.

Внешний вид имеет более удобную для транспортировки форму и облагороженную отделку.

Сплит-система

В этой группе устройств, расстояние между компрессором и домашним модулем, позволяет разместить шумный блок вне жилой зоны, например на стене дома. В комнате будет внутренний блок, через который управляется вся система кондиционирования и в котором находится испаритель.

Между двумя разнесёнными блоками сплит-системы прокладывают трассу. Монтаж компрессора, в некоторых случаях требует участия промышленных альпинистов.

В зависимости от способа размещения внутреннего модуля, их количества и габаритов, сплит-системы включают в свою когорту следующие типы кондиционеров:

Кассетные

Внутренний блок у таких устройств, спроектирован для интеграции в подвесные потолки. По сути, это потолочная модель, в которой вся инженерная подводка размещается под фальшь панелями.

Дома такие кондиционеры не встречаются, это исключительно офисный, «казённый» вариант.

Канальные

Это группа устройств большой мощности, приспособлена для встраивания в систему воздуховодов крупных объектов. Расстояние между блоками довольно большое, а кроме труб хладагента, в трассу интегрирован воздуховод.

Хотя сама система требует больших финансовых затрат на стадии обустройства, зато она недорого обходится в эксплуатации и ремонте.

Выбор кондиционера

Определяющими факторами выбора кондиционера должны быть:

·     Размер обслуживаемого помещения;

·        Режим работы;

·        Форм-фактор;

·        Энергоэффективность;

·        Наличие функции обогрева.

Обратите внимание, что в списке нет пунктов связанных с комфортом эксплуатации, к рассмотрению принимаются только вопросы фундаментальные. Все нужные данные прописаны в паспорте кондиционера.

 

  * - при работе в режиме обогрева